Историческая справка

Хозяйственные суды на рубежах  истории и современности

Как известно из исторических источников и по заключению специалистов, первый законный механизм рассмотрения хозяйственных споров в Узбекистане начал формироваться в 1924 году. В том же году 28 декабря при Комитете Узревкома была создана комиссия Высшего арбитража. На местах были созданы арбитражные комиссии в составе трех человек, которые подчинялись Высшей арбитражной комиссии. При рассмотрении дел комиссией было предусмотрено участие руководителей заинтересованных хозяйств и юристов. Однако споры рассматривались комиссией не в судебном порядке, а в пределах своих ограниченных полномочий. При этом решения комиссии были не обязательными, а имели рекомендательный характер, механизм же исполнения решений-рекомендаций вообще не существовал.

Постановлением Центрального исполнительного комитета и Совета народных комиссаров СССР от 7 июня 1932 года арбитражные комиссии были ликвидированы, и вместо них были учреждены Государственные арбитражы при Советах народных комиссаров союзных республик. Перед этой организацией была поставлена задача исполнения и реализации планов народного хозяйства, а в качестве цели - обеспечение соблюдения плановой и производственной дисциплины. На основании вышеуказанного постановления правительства СССР Совет народных комиссаров Узбекской ССР своим постановлением от 29 октября 1932 года утвердил и ввел в действие Положение «О Государственном арбитраже при Совете народных комиссаров Узбекской ССР».

С связи с увеличением количества хозяйственных споров, Советом народных комиссаров Узбекской ССР 22 декабря 1935 года утверждено новое Положение, регулирующее деятельность Государственного арбитража. В Положении перед Государственным арбитражем были поставлены задачи по разрешению имущественных споров между организациями, учреждениями, предприятиями и хозяйствами, принятию мер по устранению недостатков в их хозяственной деятельности, борьбе за выполнение договоров и планов народного хозяйства. Также было закреплен принцип окончательности и неоспоримости постановления Государственного арбитража. Государственному арбитражу было дано право совещательного голоса в составе Совета народных комиссаров Узбекской ССР.

В августе 1950 года система арбитражных органов вновь пересмотрена и на основании постановления Совета Министров Узбекской ССР утверждена ее структура, состоящая из:

 

  • Государственного арбитража при Совете Министров Узбекской ССР;
  • Государственного арбитража при Совете Министров Каракалпакской АССР;
  • Государственного арбитража при исполнительном комитете Ташкентской области (к нему присоединены город Ташкент и Сырдарьинская область);
  • Межобластного Государственного арбитража при исполнительном комитете Самаркандской области, обслуживающего Самаркандскую, Бухарскую, Кашкадарьинскую и Сурхандарьинскую области;
  • Межобластного Государственного арбитража при исполнительном комитете Андижанской области, обслуживающего Андижанскую, Наманганскую и Ферганскую области.

 

23 апреля 1953 года Совет Министров Узбекской ССР принял новое постановление о Государственном арбитраже, согласно которому государственные арбитражи переданы в ведение Министерства юстиции. Постановлением Совета Министров от 20 мая 1953 года межобластные государственные арбитражи Андижанской, Самаркандской и Хорезмской облстей были упразднены и их полномочия возложены на государственные арбитражы при Министерстве юстиции. Постановлением Совета Министров Узбекской ССР от 12 июля 1954 года государственные арбитражы вновь были переведены в подчинение Совета Министров, однако в их структуре, штате, полномочиях и обеспечении изменений не было. Постановлением правительства Узбекистана от 17 сентября 1957 года дела об имущественных спорах между предприятиями, учреждениями, государственными, кооперативными и других организациями, подведомственных судам общей юрисдикции были переданы на рассмотрение государственных арбитражей.

Постановлением Совета Министров Узбекской ССР от 7 июня 1974 года были утверждены новое Положение, состав и штаты Государственного арбитража. В этом Положении был установлен статус Государственных арбитражей при Совете Министров Узбекистана и Каракалпакской АССР, а также их полномочия. Согласно Положению Главный государственный арбитр при Совете Министров республики и его заместитель назначались правительством, состав коллегии Государственного арбитража утверждался Советом Министров, Главному государственному арбитру предоставляется право формирования научно-консультативного Совета при арбитраже.

Постановлением правительства республики от 12 декабря 1975 года в дополнение к областному арбитражу были организованы государственные арбитражы при исполнительных комитетах Кашкадарьинской, Самаркандской, Сурхандарьинской, Ферганской, Хорезмской и Ташкентской областей. С 29 марта 1978 года арбитражи начали свою деятельность и в Андижанской, Бухарской, Джизакской, Наманганской и Сырдарьинской областях.

История развития системы арбитражных органов свидетельствует, что арбитражи, будучи организованными при исполнительных органах и осуществляя свою деятельность в основном в соответствии с их указаниями, не обладали признаками и полномочиями, присущими судебным органам. В связи с этим нет оснований считать действующие в настоящее время хозяйственные суды «наследниками» или «правопреемниками» арбитражей.

Несомненно, во все времена существовал определенный механизм разрешения имущественных и экономических споров. В частности, ранее все споры, в том числе и в экономической сфере, разрешались на основании норм шариата. Из исторических источников известно, что споры, вытекающие из отношений купли-продажы, аренды и владения земельным участком, которые считались относительно запутанными и сложными, разрешались представителями судебной власти шариата - казиями. Так, например, в «Сборнике документов о деятельности казия массива Себзар», изданном в 2009 году издательством «¤збекистон», опубликованы данные о разрешении спора об аренде земли, который рассматривался в марте 1873 года Мухаммад Мухиддином ходжи - казием массива Себзар города Ташкента в 1869-1892 годах. Согласно этим данным дехкане, взявшие в аренду земельный участок по договору, отказались от уплаты арендной платы хозяину земли и стали претендовать на право владения земельным участком. Казий, рассмотревший иск владельца земли, признал доводы дехкан необоснованными и принял решение о возврате дехканами земельного участка его владельцу. Таких примеров можно привести много.

   Таким образом, формирование системы хозяйственных судов независимого Узбекистана, как неотъемлемой части судебной власти началось 20 ноября 1991 года. В этот день был принят Закон Республики Узбекистан «Об арбитражном суде и порядке разрешения хозяйственных споров», который явился первым нормативно-правовым актом, заложившим правовую основу независимого судебного органа, основной задачей которого является обеспечение защиты прав и законных интересов хозяйствующих субъектов, независимо от их формы собственности. Несколько позже эти суды стали именоваться хозяйственными судами и их правовой статус был закреплен в Конституции Республики Узбекистан, Законе «О судах» и Хозяйственном процессуальном кодексе Республики Узбекистан.